Жар-птица
Весенняя «Жар-Птица»
Художественный руководитель театра «На Неве» Татьяна Савенкова каждую свою постановку прорабатывает до мелочей, начиная со сценария и заканчивая художественным оформлением. В репертуаре ее авторского театра – только самые известные и любимые сказки, на которых выросло не одно поколение детей. «Жар-Птица» не стала исключением – премьера состоялась в декабре 2016 года, сейчас спектакль вошел в репертуар театра. Его по праву можно отнести к семейным: скучать не придется ни детям, ни взрослым. Юные зрители смогут проникнуться духом русского фольклора, а взрослые вернутся в детство и вспомнят любимые сказки, которые им читали родители.
В основу сюжета спектакля легла русская народная сказка «Жар-птица». Герои здесь говорят стихами, да так лихо и искрометно, что невольно проводишь параллель с самим Пушкиным. Благодаря автору стихов Борису Батуеву, диалоги смешат и детей, и взрослых. В то же время «Жар-Птица» – это музыкальное шоу, где под оригинальную музыку, вобравшую в себя русские народные мотивы в современной аранжировке, танцуют даже яблоки и медузы (хореография Антона Дорофеева). Очень яркой получилась сцена с Морским царем, который одновременно еще и рак-музыкант (Юрий Виролайнен) – под его зажигательные ритмы усидеть на месте сложно. Весьма колоритен и царь в исполнении Алексея Голева – маленький хитрый старичок в красных сапогах на босу ногу с характером капризного ребенка. Спектакль – будто зеркало русских народных образов. Здесь и простодушный Иван-стрелец (Сергей Баев) со своим верным Конем Златогривым (Антон Павлов), который иногда оказывается умнее самого Ивана. Вместе они отважно исполняют все прихоти царя – настоящие русские мужики, для которых «главное пуститься в путь, ну, а дальше как-нибудь». Елена Прекрасная (Маргарита Тарабрикова), напротив, олицетворяет мудрость в сочетании с сильным характером, крутит царем, как хочет, добиваясь своего. Однако самое яркое впечатление на маленьких театралов производит Жар-птица (Елизавета Вольф): изящная, почти невесомая, она, словно парит на пуантах, демонстрируя чудеса балетного искусства, а яркий костюм с роскошными крыльями усиливает эстетическое удовольствие. Сочетание роскошных декораций с оригинальной игрой света и звука не оставляет равнодушными даже самых маленьких зрителей. Время летит как по волшебству: несмотря на то, что спектакль идет без антракта 70 минут, дети восторженно наблюдают за действием, не отрывая глаз от сцены.
Увидеть волшебную «Жар-Птицу» в апреле можно будет всего один день (23 числа), не упустите свой шанс зарядиться позитивом и весенним настроением.
Автор: Елена Новицкая // «Инфоскоп» #236, апрель 2017
Золотое перо, Прекрасная Елена и старая сказка на новый лад
Текст: Светлана Рухля
Художественный руководитель Санкт-Петербургского детского драматического театра на Неве Татьяна Савенкова переосмыслила хрестоматийную сказку о Жар-птице и реализовала ее в жанре музыкального шоу-спектакля. Как и следовало ожидать, шоу базируется на национальной самобытности русского искусства, как по части музыкального ряда, так и изобразительного.
Народные сказки благодатно ложатся на музыку, но важно выбрать правильную интонацию и добиться органичного вплетения мелодического рисунка в повествовательную ткань. Спектакль выдержан в стилистике и эстетике народного театрального искусства с широким спектром, присущих ему синтетических форм. Сценография Натальи Полоудиной воспроизводит элементы материальной культуры русского народа. Предметный мир подается максимально красочно и выпукло, с учетом специфики детского восприятия.
В основе сценария Т. Савенковой лежит известная сказка «Жар-птица и Василиса-царевна». За преобразованием Василисы-царевны в Елену Прекрасную скрывается не формальная смена имени, а изменение характера и самой женской сути. Выбор на роль Маргариты Тарабриковой – актрисы, обладающей ярко-выраженной эксцентричностью, чересчур броской внешностью и властным голосом низкого тембра делает женское начало главенствующим в спектакле. Как и образ неожиданно возникающей и так же неожиданно ускользающей Жар-птицы (артистка балета А. Рустамова), которая, то ли явь, то ли игра воображения, но, несомненно «головная боль» мужского населения постановки. Недаром сказывал Конь богатырский: «Не бери золотого пера; возьмешь – горе узнаешь». С другой стороны, не позарился бы на сверкающий «манок» стрелец-молодец - в версии Театра на Неве прозванный Иваном - не было бы и сказки.
Образы героев ярко очерчены и укрупнены, что усиливает юмористическую составляющую действия, его фольклорные начала. Юмор же переосмыслен в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, что вместе с трансформацией сюжета осовременивает сказку, перекладывает ее на новый лад, а скоморохов (Алексей Штомпель, Артур Папаян и Константин Балобан) делает похожими на современных шоуменов. Сатирические выпады «веселых людей», как называли бродячих комедиантов в незапамятные времена, в сторону Царя-самодура переформатированы в соответствии с сегодняшними представлениями о сатире и юморе, чему способствуют диалоги, сочиненные Борисом Батуевым. В то же время появляющиеся в спектакле музыкальные инструменты – балалайка, бубен, рожок, горн – добавляют действу аутентичности.
Важная составляющая сценического повествования – хореография Антона Дорофеева, сочетающая нарочито «воздушный» рисунок танцевальной партии Жар-птицы и фантазийные мотивы, создающие «атмосферу» морского дна (чего стоят одни только танцующие медузы!) с элементами русской деревенской пляски, используемой для дорисовки образов персонажей «из народа».
В роли Царя появляется прекрасный комик Алексей Голев, трактующий последнего, при всем наборе, восходящих к сказочному фольклору «ужимок», отнюдь не прямолинейно. Самодурство – не единственная черта Царя, когда надо он умеет быть дипломатичным, ласковым, с мягкими интонациями в голосе и таким же мягким взглядом. В игре Голева нет ни малейшего намека на примитивное комикование, артисту ни разу не изменяет чувство меры, поэтому образ получается многоуровневым, не однозначным.
Красавец-конь – играющему эту роль Антону Павлову, впору принцев играть - изобретателен и чертовски обаятелен, иначе не скажешь, а вот главный герой Иван в исполнении Сергея Баёва, скорее простодушно-лиричен, нежели победоносен. Впрочем, предпочтения женского сердца – неисповедимы, поэтому любовь, которой воспылала к нему Прекрасная Елена, сомнению не подвергается. И, конечно же, впечатляет выход Юрия Виролайнена, в образе Морского царя.
Светлана Рухля // Петербургский Театрал, июнь-июль-август 2017 №4 (04)