Детский театр - это прививка на добро!
Татьяна Савенкова: Детский театр - это прививка на добро!
Заслуженный деятель искусств России, основатель, директор и бессменный руководитель петербургского театра «На Неве», коренная ленинградка, учившаяся в ГИТИСЕ у Владимира Левертова и Андрея Гончарова; великолепная актриса, сыгравшая множество ролей в театре им. В.В. Маяковского, режиссер и педагог, Татьяна Аркадьевна Савенкова рассказала нам о том, какие составляющие нужны для сложного блюда под названием «Детский театр».
- Татьяна Аркадьевна, Вашему театру уже более двадцати лет. Замечаете, как зритель меняется? Говорят, что теперь дети взрослеют раньше. Может быть, им уже нужны другие сказки?
- Нашему театру много лет, и все эти годы мы старались развиваться, и учили этому детей. Мальчишки и девчонки, для которых мы играли 10 лет назад, выросли и теперь приводят к нам своих малышей, которые так же с упоением смотрят наши сказки. Заинтересовать ребенка - сложная задача, потому что ребенок - самый искренний зритель, перед ним нужна такая же степень открытости, иначе просто ничего не получится. Нашему театру повезло с коллективом. У нас работают замечательные артисты - Валерий Бочкин, Вячеслав Вавилов, Борис Батуев, Сергей Наумов, Юрий Виролайнен, Александра Норец, Светлана Афанасьева, Беата Маковская, Марина Бойцова, и др. Работать с такими мастерами - одно удовольствие.
- На днях Вы закрыли двадцать первый театральный сезон ...
- Для нашего театра это был очень продуктивный сезон. Мы выпустили спектакль «Снежная Королева», который стал аншлаговым для театра, побил все рекорды посещаемости. Побывали с гастролями в Киеве, в Таллине, в Москве, успешно гастролировали на «неосвоенных» территориях - в концертном зале «Luxury Village» в Барвихе, а сейчас выпускаем актерский курс при РАТИ (ГИТИС).
- Четыре года назад вы набрали актерский курс (мастерская доцента Татьяны Савенковой и декана актерского факультета РАТИ, профессора Владимира Теплякова при театре «На Неве»,- прим.авт). Этим летом ребята получат дипломы и станут профессиональными актерами. Самое время подводить итоги. Оправдал ли себя четырехгодичный эксперимент?
- Судите сами - большинство моих студентов уже заняты в больших ролях, все играют в текущем репертуаре с первых дней обучения, многие останутся и дальше работать в театре. Они получают удовольствие от игры - это важно, потому что от радости пребывания на сцене напрямую зависит качество наших спектаклей - их энергетика, настроение и посыл. Благодаря заинтересованности наших замечательных педагогов, в числе которых - заслуженный артист России, Виктор Вавилов и заслуженная артистка России Светлана Давыдова, этот опыт удался. Я, как мастер курса, придаю огромное значение занятиям со студентами, - это интересно, захватывающе и очень перспективно для театра.
- В чем принципиальная разница классического актерского образования и учебы при вашем театре?
- С профессиональной точки зрения, детский театр - это отличная школа. Первыми зрителями для наших студентов были не взрослые, а дети. Любому артисту известно, чтобы заинтересовать малышей, нужна высокая степень мастерства, другой уровень искренности. Учеба при детском театре - это своего рода экзамен на выживание в профессии. Я уверена, что, если эти ребята научились играть для детской аудитории, то дальше им любой зал будет «по плечу». Артисты, прошедшие школу детского театра, потом с огромным успехом играли во взрослом репертуаре. С детского репертуара начинали Ролан Быков, Олег Ефремов, Николай Черкасов, и многие другие знаменитые артисты...
- Как Вы считаете, в чем сейчас основная проблема детского театра?
- Артист детского театра зачастую играет 2-3 спектакля в день, при таком графике он не может подрабатывать в кино. Театр для наших актеров - это дом, и место службы. У них нет другого способа заработка, поэтому крайне важно, чтобы артисты детских театров получали достойные зарплаты. Что касается «детского вопроса», то это особая, очень сложная проблема. У детей и молодежи с невысоким достатком сегодня нет возможности полноценно развиваться, заниматься творчеством или спортом.
- В чем же решение проблемы?
- Ребенок должен быть занят. Поэтому необходимо министерство или департамент, который занимался бы проблемами досуга детей. Телевизионная цензура - это панацея от многих болезней общества. Я убеждена, что ребенок, который ходит в театр, никогда не станет бандитом. Роль детского театра, его воспитательная функция часто недооценивается. Между тем, театр для детей - это наше будущее в прямом смысле слова. Будущее, которое здесь, «На Неве», мы созидаем ежедневно, каждым своим спектаклем.
"Театрал", июль 2009