(812) 251-20-06

Телефон кассы

Касса работает ежедневно с 10:00 до 19:00

Для слабовидящих

Телефон кассы

(812) 251-20-06

Касса работает ежедневно с 10:00 до 19:00

Остров маленьких человечков

Санкт - Петербургскому государственному детскому драматическому театру "На Неве" - 20 лет

В Северной столице театров, как известно, много, в том числе именитых, титулованных и хорошо известных мировому сценическому сообществу. И есть ещё один, далеко не столь знаменитый, но также хорошо известный в другом сообществе - детском. Государственный детский драматический театр "На Неве" не столь давно отметил свое 20 - летие и успешно продолжает юбилейный сезон. Коллектив этот по - своему уникальный, потому что определение "детский" не просто формально зафиксировано в названии, но представляет собой его суть и незыблемый принцип работы. Этот театр, в репертуаре которого сегодня около 30 спектаклей, работает только для детей, ещё не перешагнувших подростковую черту. Для тех, кому от 3 до 12, кому ещё только предстоит открыть и познать мир театра. Впрочем, создатель и бессменный руководитель коллектива Татьяна Савенкова называет их маленькими человечками", "маленькими людьми", где оба слова равно важны. Да, они уже полноценные люди, только с малым жизненным багажом, а потому и психологию именно такого восприятия следует учитывать обязательно.

Сама же Татьяна Савенкова - личность весьма колоритная, своеобразная, запоминающаяся и очень талантливая. Судьба не раз заносила её на своих крутых виражах в какие - то новые миры. Ленинградка по рождению, Савенкова (тогда ещё Татьяна Николаева) окончила актерский факультет ГИТИСа (класс В. Остальского и В. Левертова)и была принята Андреем Гончаровым в труппу Театра имени Маяковского. Гончаров молодую актрису ценил и ролями не обделял, пусть и не всегда главными. За пять лет работы, она получила роли в 26 спектаклях. Это ли не удача? Но в середине 80 - х Николаева вернулась в Ленинград, сменила фамилию и начала совсем другую жизнь.

Она и сама, наверное, до конца не сможет объяснить, что подвигло ее на создание театра для детей, но 24 сентября 1987 года в Доме пионеров на улице Новоселов был сыгран первый спектакль новорожденного театра. У него тогда ещё ничего не было - ни официального статуса, ни сегодняшнего названия, ни помещения. Савенковой же пришлось осваивать немало новых профессий: режиссера, директора, администратора, педагога, драматурга и т. д. пришлось вложить в это дело всю свою работоспособность, темперамент, упорство вкупе с нервами и здоровьем. В 1991 году театр получил статус государственного и замечательное здание на Советском переулке с залом на 600 мест. Чуть позже он стал официально называться Детским драматическим театром "На Неве". Сама же Татьяна Савенкова благополучно окончила Высшие режиссерские курсы в мастерской Марка Захарова. Правда, какое - то время она выходила на подмостки своего театра и как актриса, но потом полностью переключилась на создание спектаклей.

Театр "На Неве" - конечно же, авторский. Он вообще, безусловно, имеет полноценный хозяйский пригляд, а этой хозяйкой является Татьяна Савенкова, за свое дело и радеющая, и болеющая, и другим спуску не дающая. Она выбирает сказки для репертуара. Она же сочиняет новые сценарии, пьесы и композиции, не прибегая к уже имеющимся вариантам. А это тоже труд и дар. Какие - нибудь "Гуси - Лебеди" и "Колобок" уменьшаются на 2 - 3 страничках печатного текста. На сцене же - полноценное двухчасовое зрелище с песнями, плясками и шутками - прибаутками скоморохов. В создании своей версии для Савенковой главное - все та же психология детского восприятия, которую она угадывает безошибочно. В оригинале своем сказки бывают порой жестоки. Здесь же никто никого не ест, Баба - яга успешно перевоспитывается, а Волк становится всем добрым другом. Разве что тигру Шерхану уготован печальный конец, но без его шкуры, принесенной Маугли на Скалу Совета, согласитесь, не обойтись. А так хеппи - энд обеспечен всегда, но ведь ребенку без этого нельзя. Кто - то, может быть, назовет Театр "На Неве" несовременным. Татьяна Савенкова "не знакома" с Гарри Поттером и черепашками ниндзя. Она берет сказки хрестоматийные, классические, проверенные временем. Те, что мамы уже пару веков подряд читают детям на ночь. В репертуаре театра - "Три поросенка" и "Золушка", "Двенадцать месяцев" и "Хозяйка Медной горы", "Дюймовочка" и "Карлсон". Хрестоматийный принцип "развлекая, поучай" здесь тоже выдерживается. Но не нудно - дидактично, а подспудно, в игровой форме. Вот Иванушка из "Гусей - Лебедей" , сгребая в кучу игрушки, вопит: "Мое!" И тут же раздается непосредственный отклик из зала: "Не жадничай!" Вот врывается на сцену какой - нибудь персонаж и с места в карьер вступает в действие, а дети ему: "Здравствуй!" И собраться по сказке тут же попеняют: " А здороваться - то кто будет?" Как правильно попросить прощения или просто обратиться с вежливой просьбой? Смотрите тех же "Гусей - Лебедей" или "Двенадцать месяцев". Причем с детьми тут предпочитают вступать в живой контакт, чтобы ребятня сама вынесла вердикт: простить ли, например, раскаявшуюся Бабу - Ягу или сослать в ее избушку на одиночное поселение? Здесь идут сказки разных народов, времен, стран и авторов. И в каждом спектакле Татьяна Савенкова предлагает слегка прикоснуться к той или иной национальной культуре. Всеми возможными способами, в которых задействованы костюмы, музыка, пластика. Если идет что - то "русское народное", то с игрищами скоморохов. Если сюжет "Маугли" развертывается в индейских джунглях, то даже массовка одета в сари и исполняет национальные танцы. Если это царский бал, что дает императрица в Санкт - Петербурге, то гости станцуют то, что полагается по этикету. Ну и, естественно, все представители флоры и фауны являют собой стилизованный, но вполне узнаваемый облик. Так что и познавательно и зрелищно. Насчет зрелищности - разговор особый, потому что эта категория с детским восприятием связана неразрывно. И чтобы там ни говорили об эстетике "черного кабинета" и артистах в униформе, все это для избранных. Впрочем, Татьяна Савенкова не жалует масштабных и подробных декораций, да и размеры сцены к этому не располагают. Обходится разноцветными задниками, разноформатными ширмами, полупрозрачными занавесями, которые то опускаются, то поднимаются, меняя место действия.

Зато все искупается роскошью костюмов, которые практически всегда делаются по эскизам художницы Инны Новиковой. А одеть надо всех и вся: людей разных национальностей, сказочных персонажей, зверей и птиц, а также предметы неодушевленные, как то: Огонь и Дождь, Печку и Речку и все 12 месяцев - от бородатого Деде Мороза - Января до юного цветущего Апреля. Костюмы эти достойны отдельных аплодисментов, их же и получают на каждом спектакле. Как впрочем, и актеры. Артисты, играющие для детей, - это особая статья. И делятся они, как правило, на две категории: одни считают себя неудачниками и пережидают момент, пока не появится возможность оказаться в театре "настоящем", другим же комфортно именно в такой, празднично - сказочной театральной стилистике. По крайней мере, многие из актеров, увиденных в спектаклях театра, произвели впечатление вполне профессиональных, талантливых, темпераментных и весьма живых мастеров своего дела. Как, например, Валерий Бочкин, с удовольствием перевоплощающийся то в Бабу - Ягу, то в питона Каа. То в графа Шувалова. Или Сергей Наумов, меняющий шкуру шакала Табаки на профессорскую мантию в "Двенадцати месяцах" или на барский халат в "Хозяйке Медной горы". А сколь органичен Алексей Голев, будь он хоть скоморохом, хоть канцлером, хоть одним их волков в стае. А презабавный Слоненок Татьяны Давидович, который при своих габаритах умудряется выдавать настоящие балетные па! А Юрий Виролайнен, который и в детском театре успешно пребывает в амплуа молодого героя, играя и Маугли, и Данилу - мастера и Апреля. Впрочем, многие артисты из этой труппы точно так же можно увидеть и на телеэкране, как в знаменитых питерских сериалах, так и в серьезной кино. Конечно, театр "На Неве" вряд ли стоит представлять себе в качестве успешного. Всеми признанного и абсолютно беспроблемного коллектива.

Ирина Алпатова // Культура, № 14 (10 - 16 апреля 2008 г.), с. 11